Форум Раптора
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Форум Раптора

Форум о всякой всячине.
 
ФорумФорум  Последние изображенияПоследние изображения  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  Вход  

 

 Дом дяди Али

Перейти вниз 
АвторСообщение
Raptor
Admin
Raptor


Сообщения : 13919
Репутация : 109
Дата регистрации : 2012-04-25
Возраст : 44
Откуда : Саратов

Дом дяди Али     Empty
СообщениеТема: Дом дяди Али    Дом дяди Али     EmptyСр 14 Май 2014, 10:14

Недавно мы писали о том, какая замечательная книжка попала в руки активистов РВС. Речь идет об учебнике «Наш мир и наши права», призванном познакомить детей с правами человека. Книга эта обладает весьма специфическим содержанием и способна, на наш взгляд, нанести вред психике ребенка. Чтобы не быть голословными, мы решили провести экспертный анализ этой книги, ведь она рекомендована крупными чиновниками (как мы надеемся, по ошибке) для изучения в школах. Итак, мы собрали экспертную группу, состоящую из психологов, педагогов, филологов и просто неравнодушных родителей. Для экспертизы мы выбрали несколько уроков из этого учебника. Предлагаем вашему вниманию психологическую часть экспертизы.

Занятие № 12 пособия посвящено проблеме беженцев. Заявленная цель урока – «понять положение беженцев и их право искать убежища». Среди прививаемых навыков значится «способность сострадать». Возрастная категория – от 9 лет, то есть учащиеся 3-5 классов. Основным материалом для урока служит рассказ «Дом дяди Али» из этого же пособия. В рассказе сообщается, что в городе, где живут герои, произошел государственный переворот и была установлена военная диктатура. В результате ухудшившегося положения и угроз, семья решает бежать и просить убежища в соседней стране. Мы попытаемся проанализировать, какое психологическое воздействие на ребенка 9-11 лет может иметь данный материал.

Рассказ построен таким образом, чтобы ребенок максимально идентифицировал себя с главной героиней: ей тоже 10 лет, она тоже ходит в школу, у нее тоже есть семья, и ее бабушка тоже болеет. Письмо с угрозой расправы над семьей учитель должен не только зачитать, но и показать (на странице 74 приведена картинка с текстом: «Сегодня ночью. Вам конец, вражеская мразь. Друзья Родины»). Это усиливает воздействие рассказа, ибо в дополнение к слуху задействует зрение. Обращает на себя внимание также заявленный жанр текста – «интерактивный рассказ». Жанра «интерактивный рассказ» в отечественной литературе нет, однако в сети Интернет и в книжных магазинах можно найти так называемые интерактивные книги или книги-игры. Под этим понимается таким образом построенное литературное произведение, чтобы у читателя была возможность влиять на развитие сюжета. Представляя себя главный героем, читатель сам принимает решения и, в зависимости от них, перемещается по страницам и главам книги. Похожим образом устроен текст «Дом дяди Али». По задумкам авторов, чтение прерывается двумя заданиями: во-первых, дети должны решить, кому следует бежать, а кому – остаться; во-вторых, что взять с собой. Рассказ завершается ролевой игрой, в ходе которой учащиеся выясняют, удастся ли семье перебраться через границу. Другими словами, дети сами определяют финал. Такая вовлеченность детей в процесс создания истории, а также приближенность персонажей реальному миру и привлечение визуального материала способствует максимальному восприятию детской психикой образов текста, его сюжета, поведенческих моделей и т.д. Посмотрим, что может вынести ребенок из участия в этом занятии.

В рассказе члены семьи понимают, что переход через пустыню и горы будет трудным, а потому детям в форме ролевой игры дается пять минут на то, чтобы решить, кого из членов семьи надо бросить. Им предлагается обсудить: «кто самый уязвимый, кому в пути будет труднее всего и из-за него группа будет медленнее идти, что может произойти с теми, кто останется?»

Остановимся на этом, ключевом с точки зрения воздействия на психику ребенка, сюжете.

Авторы заявляют, что занятие предназначено для детей младшего школьного возраста. Период раннего школьного возраста – это время, когда дети усваивают высшие формы поведения, социальные нормы, меняют свои отношения с людьми на более зрелые.

Усвоение социальных норм происходит в том числе и через литературные произведения. Детям этого возраста свойственно чувственное восприятие мира. Они идентифицируются с героями литературных произведений, эмоционально вживаются в предложенные взрослыми роли и на глубоком эмоциональном уровне «впитывают» законы межличностных отношений. Какие законы отношений дети усвоят из занятия?

В ситуации опасности в семье\коллективе межличностные отношения разрушаются, а не становятся более близкими. Модель отношений любви, дружбы, привязанности подменяется противоположной моделью отношений «кого бросить».
В ситуации опасности самых слабых бросают. Авторы даже предлагают набор критериев: «…самого уязвимого… того, кто будет медленнее идти».
В уроке на символическом уровне (дядю Али посадили в тюрьму за его идеи) представлен конфликт между социумом и индивидом. Этот сюжет способен оказать сильное воздействие на детей, поскольку он затрагивает актуальный психологический конфликт ребенка младшего школьного возраста, имеющий на определенном уровне очень схожую с описанной в рассказе модель. В этом возрасте задачей развития является вхождение ребенка в социум. Социализация происходит через усвоение нравственных и культурных норм общества. Через процесс интериоризации (процесса, когда внешние нормы становятся внутренними). Такая социализация всегда проходит в трудной внутренней борьбе ребенка, в ходе которой он сталкивается с тем, что нормы и требования социума не совпадают, а порой и противоположны его желаниям и импульсам. Дети должны сделать достаточно трудный для них выбор признания законов социума. Однако в рассказе, предложенном в данном занятии, предлагается совсем другое разрешение конфликта – бегство от общества, неприятие его норм и правил. Можно согласиться с тем, что подобная модель отношений встречается с ситуации, когда индивид бросает вызов обществу, призывая бороться с его недостатками и желая сделать таким образом это общество еще более нравственным и совершенным. Но в таком случае речь всегда идет о зрелом индивиде, обладающим, нравственным стержнем, чувствующим свою особую ответственность за то, то происходит в обществе и остро переживающему его несовершенство. Подобное разрешение этого конфликта на этапе становления личности ребенка, когда нравственные нормы находятся только на стадии формирования, является преждевременным и способно спровоцировать его на выбор образцов асоциального поведения. В данном случае речь скорее пойдет о формировании другой модели конфликта индивид- общество, встречающейся среди преступников. Они тоже бросают вызов социуму, но не обладают при этом нравственными нормами.

Отсюда.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://cyberaptor.forum2x2.ru
 
Дом дяди Али
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Форум Раптора :: Всё и обо всём. :: Обычная болтовня-
Перейти: