Украинская газета «День» порадовала своих читателей литературным открытием: оказывается, у культового героя американской фэнтези Конана-варвара был…украинский дедушка — запорожский казак по имени Клит.
«В 2017 году исполняется сто лет со публикации первого произведения Гарольда Лэмба о казаке Клите. Этот приключенческий цикл является, судя по всему, первой в истории американской художественной прозой о запорожском рыцарстве», — пишет автор «Дня».
По его мнению, рассказы о казаке Клите — это значимый пример восприятия и творческого осмысления украинской истории в США.
«Один рассказ и 18 повестей написал Гарольд Лэмб о старом казаке, бывшем кошевом атамане Запорожской Сечи, выдающемся фехтовальщике и невероятном стратеге — Клите по прозвищу Волк. Всеми исследователями подчеркивается прямое влияние приключений этого запорожца на творчество Роберта Говарда и, в частности, создание им Конана-варвара», — уверяет украинский журналист.
Более того, «украинский казак Клит» по мнению автора «Дня» стал прообразом не только Конана-варвара, но и хрестоматийных персонажей «крутого детектива» — Сэма Спейда и Филиппа Марлоу.
«Первый рассказ серии довольно скромен. Там говорится о выигрыше Клитом своеобразного пари с другим сечевиком, и вообще все напоминает анекдотическую притчу о Ходже Насреддине. Но уже во втором произведении старый казак самостоятельно побеждает всю крымскотатарскую военную мощь.
В третьей истории Клит спасает Украину от завоевания калмыками. Дальше — больше: путешествуя по Азии, сечевик уничтожает скрытую империю ассасинов, находит могилу Чингисхана и сокровища пресвитера Иоанна, благодаря дальновидной стратегии дважды побеждает китайское войско и возглавляет объединенную татарскую орду, делается каганом — ханом над ханами.
В Индии запорожец верхом на боевом слоне топчет отряды жрецов-рэкетиров; разочаровавшись в жизни при дворе Великих Моголов, оставляет пост военного советника и спасает Афганистан. Наделав шума по всему континенту, старый казак возвращает на Сечь и по пути вынужден будет неоднократно сталкиваться с московитами»., — таков краткий пересказ похождений фантастического древнего укра.
Автор газеты «День» отмечает, что поначалу американский писатель Лэмб знал о казаках немного, еще и от авторов, настроенных к запорожцам если и не крайне враждебно, то весьма неоднозначно: Генрика Сенкевича, Альфреда Йенсена и Пантелеймона Кулиша. Ближе к концу цикла, прочитав чуть не каждую доступную в то время в США строку из российской истории, он становится неплохим знатоком вопроса и умелым имитатором стилей славянских литератур.
Автор украинской газеты «День» ошарашивает читателя еще одним открытием. Оказывается, мифический украинский дедушка Конана-варвара из рассказов американского фантаста был еще и…украинским националистом «не хуже Олелька Островского, Богдана Лепкого или Юрия Липы».
«Клит в течение цикла эволюционирует от ярого татароненависника до лучшего друга татарских племен и от лояльного к московскому царю «сторожевого пса земель русских», до врага царского трона. В последних произведениях серии он становится украинским националистом».
Украинский журналист с удовольствием рассказывает о том, как мифический древний укр по имени Клит относился к московским царям и к русским вообще.
«Лэмб изображает предательскую и экспансивную внешнюю политику Кремля, самодурство князей, их, наряду с набожностью, пренебрежительное отношение к жизни подданных, приписывание себе чужой славы, а главное — ненависть к чужой свободе, к чьей-либо несогнутый спине. Важная для нескольких сюжетов фраза Клита: «Московиты — не наши люди».
Автор газеты «День» возмущается тем обстоятельством, что такая патриотическая история до сих пор совершенно неизвестна украинским читателям и издателям.
«Ничего удивительного, что российскому читателю Гарольд Лэмб известен лишь как биограф деятелей прошлого. Но тот факт, что и широкая украинская аудитория не знает казака Клита, сейчас кажется чуть ли не преступным упущением наших издателей», — резюмирует журналист.
Отсюда.
Первоисточник.