Взрослым быть очень тяжело. Очень. Крайне. Так тяжело, что даже почётно. Так почётно, что этим себя можно сразу же перед собой не только оправдать, но и даже возвысить над другими. А если повезёт, то и в глазах других возвыситься. Не столь многих, как иногда кажется, но даже в своих глазах — это уже неплохо. Поэтому определённо стоит попробовать.
На протяжении многих лет я анализировал то, что люди пишут и говорят по этой теме, поэтому теперь я могу точно сказать, чем именно определяется зачисление во Взрослые.
В первую очередь надо перестать чем-либо интересоваться. Это только детям всё подряд интересно. Взрослый же должен взирать на интересующегося со снисходительным недоумением и лёгким раздражением. Как на ребёнка, который досаждает вопросами типа «почему светит солнце», «почему небо голубое» или «как диалектическая логика соотносится с формальной». Взрослого это раздражает. Он без понятия, как светит солнце, почему небо голубое и тем более не в курсе, что это вообще такое — «формальная» или «диалектическая логика». И не собирается это выяснять. Дети же со своими вопросами его уже достали. Поэтому он делает закономерный вывод, что те, кто уже по возрасту не ребёнок, но всё ещё пытается что-то узнавать, — просто не повзрослел.
Ребёнка можно заткнуть или просто разговаривать с ним так, будто тебе вообще пофиг, чего он там лепечет. Но с выросшими людьми уже тяжелее. Эти сами кого хочешь заткнут, поэтому приходится разъяснять им, что они через некоторое время — в двадцать, в тридцать, в сорок, в пятьдесят — наконец-то повзрослеют и тоже потеряют ко всему интерес, как уже давно сделал сам Взрослый.
Взрослому человеку — ну, тому, который себя объявляет Взрослым, — некогда интересоваться разной ерундой типа математики, физики, экономики, истории, логики и так далее. Он ведь занят важными делами. Он и поговорить-то о собственной Взрослости согласился только потому, что у него вдруг выдалась спокойная минутка на пятисотый за день комментарий.
Если спросить, чем же он занят, он без проблем ответит. Он — Взрослый, поэтому ему надо работать. Это может показаться странным — я, например, тоже работаю, но у меня почему-то времени хватает. Было бы ещё понятно, если бы Взрослый работал, скажем, шахтёром и каждый день в ноль уматывался в забое, однако на деле Взрослый проводит свой рабочий день совсем даже не в шахте, а скорее в офисе.
Одной только работы не хватило бы для объяснения отсутствия времени, но, к счастью, есть другой важный аспект Взрослости: Взрослый думает о семье. Спросите его — он вам ответит. Это вы, невзрослый, свободны бегать куда-то, что-то смотреть, читать и так далее. А ему некогда. Он думает о семье. У него ответственность.
Выражается она в том, что, придя с работы, Взрослый садится смотреть телевизор. Но делает он не просто так, а с чувством долга. Он помнит о семье. Он иногда даже что-то делает для супруги или супруга. Ну, я не знаю, стирает, готовит еду, вытирает пыль. Почему у меня на всё это уходит так мало времени? Это же очевидно — в отличие от меня, Взрослый гораздо более ответственно об этом думает, чем я. И если у меня все эти очень трудные и важные дела занимают в сумме час-два в неделю, то если о них подолгу ответственно думать, они могут занять вообще всё свободное от работы время. Главное, не поступать как я — не делать сразу, как только это надо сделать. Это будет не по-Взрослому. Мытьё посуды не превратиться в подвиг, если её мыть сразу после еды каждому за себя, а не складывать в раковину пока в доме не кончатся чистые тарелки, и при этом всё время помнить о том, что их надо помыть, иногда даже об этом сообщая вслух.
Если же у Взрослого ещё есть и дети, то его загруженность может запросто достигнуть пятидесяти часов в сутки. Ему, разумеется, некогда рассказывать детям про физику и литературу (тем более, он этим уже давно не интересуется, поскольку он — Взрослый). Однако он всё равно думает о детях. В этом и выражается забота: он сидит перед телевизором с мыслью об ответственности перед детьми. Он идёт на форум и сообщает о том, что у него дети, поэтому остальным не понять, как это трудно. Даже тем, у кого тоже есть дети, и эти дети уже даже успешно выросли. Даром, что детей может завести почти каждый и почти каждый их заводит. Даром, что почти у каждого они даже вырастают — чему наглядным примером служат семь миллиардов жителей планеты Земля. Всё равно это очень, очень сложный процесс, который отнимает у Взрослого всё время, даже если бо́льшую этого времени часть он проводит в раздумьях о семье и в сопереживании чему-то близкому ему перед телевизором.
Наличие детей оправдывает вообще всё на свете. Даже лучше, чем это делает работа (которая, кстати, тоже есть почти у каждого). Это — универсальная отмазка. С грудными детьми действительно тяжело, это многие знают, поэтому можно запросто утверждать, что и дальше с ними тоже очень тяжело, ибо «ответственность». И забота о будущем — в конце концов, он, да, потерял ко всему интерес, но ведь есть надежда, что его дети потом будут интересоваться миром за него, чем возместят его кармический долг перед вселенной или что-то типа такого. Они ж дети — им ещё можно интересоваться. И время у них есть.
Кроме того, детям можно «развиваться развлекаясь». В то время как Взрослый, напротив, обязан отказаться от всех развлечений, которые гипотетически могли бы его хоть как-то развить. Интеллектуальные игры, чтение познавательной литературы, клубы шахматистов, музыкальные школы и театральные студии — это для детей. У Взрослых должны быть свои Взрослые развлечения: иначе эти люди — не Взрослые.
Многие, конечно, подумали про водку и упомянутый выше телевизор, но это — упрощение. Дело в том, что данные две вещи относятся всего лишь к позволительным для Взрослых слабостям. Этим слабостям они уделяют не менее 50% того времени, когда они бодрствуют (впрочем, правильно было бы говорить не о «времени бодрствования», а «времени, когда они не спят в постели»), однако это всё равно именно что позволительные слабости. Которых надо даже слегка как бы стыдиться, но снисходительно прощать их себе за то, что остальное время ты ответственно думаешь о семье.
Правильные же развлечения для Взрослых — это спорт, автомобиль и дача. Все эти три вещи крайне серьёзны и только до сих пор неповзрослевшие не понимают, как всё это важно.
Когда я говорю «спорт», я, естественно, не имею в виду, что Взрослый идёт играть в футбол или хоккей сам — он же не ребёнок, право слово. Нет, что вы, он тщательно отслеживает расписание игр любимой им команды — «наших», которых он ещё иногда скромно называет «мы». И потом смотрит в телевизоре, как эти «мы» проигрывают или побеждают. Как его дети познаю́т мир за него, «наши» как бы за него выигрывают. А он, глядя на это, как бы им ответственно помогает.
Могло бы показаться удивительным, что Взрослый при этом считает интеллектуальные настольные и компьютерные игры, где игрок выигрывает сам, своим умом и навыками, — развлечением для детей. Но тут всё логично: достаточно просто вспомнить сказанное ранее. Дело в том, что самостоятельный выигрыш подразумевает наличие интереса к развитию, что, разумеется, совершенно не подходит для Взрослых. Вместо этого гораздо лучше смотреть по телевизору игру, результаты которой, видимо, зависят от тщательности изучения состава команд и силы патриотических эмоций, которые зритель в себе вызывает во время просмотра. Главное тут, что всё это ни в коем случае не сможет тебя развить и тем самым вытолкнуть из годной касты.
В детстве люди ещё довольно примитивны, а потому поводом для гордости для них являются те игрушки, которые у них есть. Дети хвастаются друг перед другом куклой или машинкой. Потом они чуть-чуть поднабираются опыта и областью для хвастовства становится кто чего умеет. Ещё позже — кто чего добился. Наконец, человек становится Взрослым и бросает всю эту ерунду. Теперь он снова хвастается перед другими наличием у него машинки. Просто эта машинка уже посерьёзнее. Взрослая машинка. Годная.
Приобретённый вместе с машинкой статус необходимо поддерживать, рассказывая окружающим, как много всего ты сделал, благодаря своей машинке — и на автомойку съездил, и в шиномонтаж, и в ДПС на разбор. В общем, чисто интуитивно твоё «нет времени» становится гораздо более убедительным, нежели просто с раздумьями о семье. Плюс, конечно, в этом случае ты состоялся как Взрослый.
Однако список был бы неполным без третьего развлечения. Это, разумеется, дача.
Я вполне допускаю, что кому-то нравится выращивать цветы или овощи. Это развлечение не хуже других. Однако Взрослый выдаёт это не только за единственный годный Взрослый отдых, но ещё и за работу. Если вы захотите научиться хорошо играть в шахматы или в 3д-шутер, вам тоже понадобится много времени и усилий. Но «я учился играть в контр-страйк» звучит не так серьёзно, как «я вскопал три грядки». Совсем не по-Взрослому звучит. По-Взрослому — это когда ты полол сорняки, косил траву, а потом сидел на шезлонге с пивом.
Вот это — настоящая Взрослая жизнь. Не какое-то там детское развлечение. Выращивать еду — это серьёзно. Это вам не протирать штаны за компьютером. Человечеству ведь нужно питаться. Пища — это главное. Поэтому Взрослый тоже принимает участие в Главном, выращивая огурцы с помидорами в количествах — на три раза поесть. Выращивая их для себя, что, конечно, уравнивает его в серьёзности свершений с теми, кто выращивает еду для других людей, причём в промышленных масштабах.
Вообще говоря, при просмотре спорта, вождении автомобиля и вскапывании грядок люди всё-таки чему-то обучаются — так уж у человека устроен мозг. Но к счастью, всё это знаний о мире не добавляет и не развивает интеллект, а потому вполне подходит для Взрослых. Тем более, каждое из этих занятий можно объявить не развлечением, а «настоящей жизнью».
Кстати, настоящая, Взрослая жизнь обязательно должна быть тяжёлой. Подростки-готы тоже в этом уверены, но они на самом деле не нюхали жизни. Жизнь — это боль, но настоящая, а не как у этих детей в чёрном. Готы говорят об этом демонстративно и это раздражает. Какие у них проблемы в таком-то возрасте? Детские.
А у Взрослых — Взрослые проблемы. Взрослый должен нести свой крест — работать на работе, которая ему не нравится. Жить с супругом, любовь к которому угасла ещё до свадьбы, поскольку жизнь супруга тоже была болью. Изнуряя себя, мыть горы посуды, ремонтировать автомобиль и возить на нём тёщу на дачу, переживать горечь поражений «наших» в телевизоре и то, что его дети нарядились в чёрное и подкрасили чёрным глаза. В общем, стоически переносить все те проблемы, которые он сам же себе и создал.
Стоически, а не как эти готы, которые постоянно кричат о страданиях на каждом углу. Взрослый так делать не должен. Ему следует говорить о собственных ужасных страданиях и подстерегающих на каждом шагу непреодолимых трудностях не больше четырёх-пяти раз в день. И сдержанно — чтобы показать, что он не нюня и не ребёнок, а запросто может всё это перетерпеть. Чего там, он рассказывает всем встречным о том, как он ежедневно перетерпливает все эти кошмары реального мира, только для того, чтобы подать им, встречным, пример. И чтобы сбить розовые очки с собственных детей, которые уверены, будто жизнь — это весёлая прогулка.
Это, кстати, ещё одна важная задача Взрослых — рассказать невзрослым о том, как те заблуждаются, пытаясь самостоятельно составить какое-то мнение о явлениях. Мир — не чёрно-белый, в нём всё очень сложно и тяжело. И это единственное определённое мнение, которое может иметь Взрослый. Ну, что в мире всё не только очень тяжело, но ещё и очень сложно.
Взрослому следует постоянно помнить о недопустимости каких-либо приближений, предположений, рабочих гипотез — не говоря уже о теориях. Ведь всё перечисленное имеет целью задать хоть какую-то точку отсчёта для рассуждений и последующих действий. Взрослый же ничего делать не собирается, поскольку это не по Взрослому. А сложность устройства мира и всего внутри него — отлично подходит в качестве оправдания для отказа на этот мир влиять, кроме как путём сопереживания «нашим» в телевизоре, а также просвещения окружающих на счёт сложности мира и тяжести жизни в нём.
В детстве я думал, что взрослые отличаются от детей тем, что они способны самостоятельно принимать решения и самостоятельно же воплощать их в жизнь. Ну, не совсем самостоятельно — многие решения принимаются и воплощаются коллективом. Однако взрослый человек и взрослый коллектив это всё-таки может сделать, в отличие от детей, которые ещё не обладают достаточными для того знаниями и навыками.
Теперь стало совершенно понятно, что я ошибался. Принимать решения и их воплощать — это не для Взрослых. Для Взрослых — оправдание отказа от каких-либо решений, концепций, теорий или идеологий на основании декларированной нечёрнобелости мира. Мир не чёрно-бел, он очень сложен, поэтому можно ничего не делать — а то вдруг не угадаешь. Дети этого не понимают, но Взрослые, они в курсе.
Окружающая нас цивилизация всё-таки существует, чем намекает нам, что решения всё-таки кто-то принимал. То есть, несмотря на всю сложность мира, всё-таки что-то о его устройстве предполагал и даже, опираясь на это, что-то делал. Маловероятно, что все эти люди были детьми, но и Взрослыми они тоже не могли быть — ведь это нарушает все принципы Взрослых: не интересоваться, не знать, не развиваться, не пытаться делать выводы, да и вообще не пытаться что-то делать. Кто же это был? Инопланетяне? Как знать… Мир не чёрно-бел, поэтому воздержимся от суждений.
Отсюда.
Пол всё равно это не прочитает. А если и прочитает, то не поймёт.