Вчера я прошёл эту жуткую жуть. Могу сказать определённо - это если не лучшая, то одна из самых лучших игр 2014 года. Давно я ждал такую игру про чужих, и наконец-то дождался. От начала и до конца она соответствует теме просто идеально.
Но начну пожалуй с экскурса в историю игр про чужих (по крайней мере тех, которые я знаю и в которые играл).
Первой игрой про чужих был Alien-3 на Денди, в далёком 1995 году. Игра просто вминала в дерьмо своей суровостью. У неё была клёвая музыка, которую мы записывали на кассеты. А ещё мы с братом играли в неё в туалетной комнате, с выключенным светом, ночью. (Я управлял, а он выполнял роль штурмана). И даже несмотря на то, что нас было двое - было страшно аж пипец. И пугал не столько антураж и неожиданно напрыгивающие чужие, а утекающее время (особенно жесть была в трубах перед окончанием каждого уровня). Игра была очень популярна. Это одна из самых удачных игр по теме.
Далее, в 1997 году, была Alien Trilogy, портированная с первой плойки на PC. Графика по тем временам была очень шикарной. И, что главное, игра представляла из себя экскурс по всем трём частям "Чужих". Все виды чужих, опять же, очень радовали глаз. Эта игра была самой удачной в серии (до выхода AI). Потом началось какое-то мракобесие.
Появился Alien vs Predator. Играть было страшно (особенно за человека), любопытно (за чужого) и забавно (за хищника). Однако, мешанина из жанров отразилась на игре не лучшим образом. За человека и за чужого я игру прошёл, но за хищника играть было откровенно неинтересно. Да и вообще. Сами декорации "тёмной ночью в шахте негры воруют уголь" с ничего не освещающими лампочками меня люто бесили.
Второй AvP был на порядок лучше первого, но опять, лишь если играть за человека или чужого. Здесь вполне сохраняется атмосферность, а хищник появляется только в самом конце и не портит впечатления. За хищника играть стало ещё не интереснее. Но игра вполне заслуживает уважения. После неё был провал на много лет.
В третий AvP я даже играть не стал, довольствовавшись просмотром геймплея на Ютубе. Понял, что это лажа.
Colonial Marines - разочаровал ещё сильнее AvP3. После него, грешным делом, думал, что франшизе капец. И когда внезапно появился анонс AI я был почти уверен, что это очередная хрень. Покупал с огромным сомнением. Но тревоги оказались напрасными. Игра оказалась просто офигенной.
Давненько я не играл в игры, которые заставляют в себя играть. Не просто тупо проходить, а именно играть. Игра, в лице (точнее в морде) чужого постоянно хватает тебя за штаны и тормозит - погоди! Куда ломишься? И вот тогда начинаешь уже смотреть по сторонам. Давно я не играл в игру, где, чёрт возьми, интересно читать простыни текста всяких чужих писем, докладов, отчётов, а заодно слушать аудиозаписи (в BioShock всё было по-английски, а я с ним не очень дружу). И даже читать всё это приходится украдкой, поглядывая через плечо, т.к. зачитавшись, можно не заметить, что тебя уже съели. Само прочтение очередного бессмысленного письма - просто как великий подвиг. Да там вообще каждая миссия - это подвиг и превозмогание. Чужой не даёт расслабиться ни на минуту. Не чужой - так андроиды. Не андроиды - так мародёры...
В целом антураж игры напоминает BioShock с кучей ящиков, в которых можно копаться, и магнитофонами для прослушивания сообщений. Но стилем - это именно "Чужой". Тот самый.
Конечно, осталось много непоняток. Концовка даже немного разочаровала, хотя вроде бы всё подано согласно канону. Внезапное появление чужого прилагается. Но всё-таки хотелось немного иной развязки. Игра закидывает удочку на продолжение, хоть продолжения и не хочется (потому что велика вероятность, что злоупотребление сиквелами как обычно вомнёт отличную идею в говно). Но если продолжение сделают в стиле вторых "Чужих", тогда я буду только за.
Героиня, кстати, весьма аутентична. Ты понимаешь, что это не Рипли, но при этом чувствуешь, что это полюбому её дочь. Характер отличается, но общая харизма ни с кем не спутается. Редчайший случай, когда придуманные потомок старого героя не выглядит убого, а вполне достоин его.
Чужой... Ну, чужой это вообще няша. Когда за ним наблюдаешь, то одновременно испытываешь страх, раздражение и восхищение. Ведёт он себя не как картонное буратино, гуляющее по заранее отмеренным векторам, а как разумный игрок. Он петляет между трубами, заглядывает под столы, неожиданно выпрыгивает из-за угла, видимо думая, что я там. Короче, поражает своей смышлёностью.
Поначалу предъявить нам чужому нечего. Но потом появляется коктейль Молотова. А когда появляется огнемёт, то можно уже самому гонять чужого по станции... "Гонять" - сильно сказано. Да, чужой убегает, но уже через секунд 10-15 вылазит снова. При этом он уже знает, где находится героиня, и заходит к ней строго со спины. Огнемёт же жрёт смесь как буйвол. Учитывая что заправку нам выдают дозировано, медицинскими пробирками, особо тут не развернёшься. Поэтому прижигать чужому хвост - себе дороже. Выгоднее прятаться от него, а огнём плевать только когда навис уже явный *нецензурная брань*. Ну а после - драпать со всех ног, ибо чужой вернётся и отомстит.
Система крафтинга, на мой взгляд, лишняя. Притом, что из всех вещей, которые можно собрать, полезны ровно две: аптечка и звуковой генератор. Всё остальное - бесполезный хлам. Молотов нужен только до появления огнемёта. Мародёров мало, андроиды огнеупорны, а в чужого бутылкой нужно ещё измудриться попасть. Дымовая граната - фуфло. Ошеломляющая граната - хрень. Электро-магнитная мина помогает на самых первых порах, пока андроиды не надели резиновые комбезы, и не научились безболезненно проглатывать три прямых попадания в лоб из дробогана. После этого электрические свистелки-перделки можно смело выбрасывать. А вот звуковой генератор - это палочка-выручалочка. Конечно же, ещё есть файеры, но при их использовании, чужой палит тебя на этапе поджога, и бежит уже не туда, куда ты кинул файер, а к тебе. Умная, скотина. Звуковик же - просто идеален, и увлекает чужого на драгоценные секунд 15.
Конечно же есть вещи, которые бесят. Например сломанные андроиды, чья цель ровно одна - напугать. Ты уже знаешь, что этот андроид схватит тебя за ногу, заранее лупишь его шокером, а он всё равно потом вскакивает и хватает. Открывающиеся двери почему-то не привлекают врагов (хотя конечно это даже хорошо, но реалистичность сильно страдает). Если ты безоружен, и в тебя стреляет чувак, тут же прибегает чужой. Чувак начинает стрелять по чужому. При этом чужой, мазохистски хватая пули, пробегает мимо него, и набрасывается на тебя. Вот это реально, РЕАЛЬНО бесит! Нельзя отключить датчик движущихся предметов, чтобы он, падла, не пипикал! А пипикает он как будильник. Так что не только чужому, но и с противоположного конца станции слышно. Рипли же, прячась в шкафах и выскакивая из них, хлопает дверцами так, словно родилась в лифте. Так и хочется крикнуть - "Ты ещё погромче хлопни, дура! Тогда может быть он тебя не услышит!" Чтобы забраться в вентиляцию, нужно остановиться в определённом месте, тогда появляется иконка "залезть". Вот это люто бесит! Особенно когда улепётываешь от чужого и нужно запрыгнуть в шахту набегу. Аналогичная ситуация и со шкафами. При перезарядке револьвера, Рипли почему-то засовывает в барабан по одному патрону. Иногда на неё находит благодать и она засовывает несколько, а то и все патроны. Но чаще всего - по одному. Люто раздражает, когда отступаешь от андроида и судорожно перезаряжаешься после каждого выстрела. Пункты сохранения разбросаны неравномерно. В некоторых местах они друг на друге, а в некоторых, в пяти километрах друг от друга. Приходится бегать по сто раз по одному и тому же маршруту. Компьютер, даже несмотря на реальный интеллект врага всё равно жилит по-страшному, телепортируя чужого с места на место. Только что чужой убежал смотреть на приманку в одном конце комнаты, как вдруг, через секунду, вываливается из шахты в другом конце. Конечно, это сделано для усложнения процесса, но всё же, если бы чужой тоже играл по-чесноку, было бы куда лучше!
Из багов кое-где заметил предметы висящие в воздухе. В одной локации на паре пультов управления не было текстур. Хотя возможно этот косяк только в плоечной версии.
Что особо понравилось - так это внимательность к сюжету. Сценарий написан не "на отвали", а продуман и интересен. Хочется отметить, как удачно сшили две серии фильма, объяснив все нестыковки, и закрасив белые пятна. Это безусловно огромнейший плюс.
Приятно, что дали побродить по планете LV-426, и заглянуть в гости к жокею. Хотя эпизод с побегом Рипли от чужих был вообще не нужен (учитывая как банально она вырвалась, сразу думаешь - а чёж остальные то так не смогли?!) Но это придирка. В плоечной версии лежит приятный бонус в виде дополнительного уровня, где можно играть за персонажей фильма, в т.ч., конечно же, и за Рипли Старшую. Клёво.
Да и вообще. Несмотря на мелкие замечания, AI - это игра, в которую стоит поиграть. Она никого не оставит равнодушным. Поэтому, рекомендую, рекомендую и ещё раз рекомендую! Особенно если любите чужих - тогда вообще немедленно играть!